Главная » Файлы » Методика » Методическая копилка1 |
«Декоративное рисование в детском саду»
[ Скачать с сервера (50.9 Kb) ] | 02.11.2015, 15:20 |
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". В.А.Сухомлинский. Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 7 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 7-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе. На занятиях изодеятельностью формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «... рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Одна из необходимых задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Конечно, оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную и двигательную сторону письма. Ручная умелость детей, зрительно-двигательная координация развиваются в различных видах изобразительной деятельности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Однако рисование в этом смысле играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это по отношению к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты. Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Непосредственно перед рисованием важно еще раз подчеркнуть характер завитков: разную величину, разную направленность, слитность. Надо показать детям, как рисовать завитки, обратив внимание на слитность движения (не отрывая карандаша, кисти от бумаги), на разное направление: завитки расположены в разные стороны от главной веточки, стебля; возможность рисования завитков разного размера. А результаты будут, в частности, зависеть и от того, насколько красиво дети смогут нарисовать завитки: плавно, свободно, в разном направлении и разной величины. Поэтому предварительное (2—3 минуты в начале занятия) упражнение в рисовании завитков не будет противоречить эстетической направленности занятия (оно поможет лучше решить изобразительную задачу). Для последующей отработки свободных, плавных движений руки можно предложить расписать полосу по мотивам хохломской росписи, где плавные волнистые линии, разнонаправленные завитки, легкие тонкие травинки дают возможность упражнять руку в рисовании мелких тонких линий, завитков в разных поворотах. И здесь на первое место выступает изобразительная задача (создание узора по мотивам народного декоративного искусства), и возможные упражнения направлены на то, чтобы лучше решить эту задачу. Иногда, для того чтобы подготовить руку ребенка к письму, предлагают шестилетним детям готовые (нарисованные взрослыми по трафарету) контуры рыб, птиц и требуют заполнения их штрихами определенного начертания. Эта работа носит характер скучных, формальных упражнений, не приносящих детям удовлетворения. Задача для них слишком легка, и многие выполняют ее без интереса и не всегда на высоком уровне. Ведь ребенок этого возраста может сам передать в рисунке форму простых предметов, а заполнение ее штрихами для него — способ передать характерные детали образа: чешуйки, перышки, мех, иголки хвойных деревьев. Помогает отработке нужных для письма качеств движений руки (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, сохранение направления штрихов, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (книжки-раскраски). Для раскрашивания карандашами следует отбирать картинки с менее крупными изображениями, в то время как для краски картинки могут быть крупными. Важно приучать детей за одно занятие раскрашивать не более одной картинки, а если картинка большая, с несколькими персонажами или предметами, то можно посоветовать разделить раскрашивание на два раза. Нельзя разрешать «перескакивать» с одной картинки на другую, не закончив раскрашивание, а такое у детей бывает: что-то не понравилось, ребенок перелистывает страницу и начинает другую картинку. Оставить это без внимания — поощрять неорганизованность, разбросанность... Правильные технические навыки и умения нужно формировать у детей систематически и последовательно. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать, но освоит правильную позу, быстро научится правильно держать руку при письме. Занятия по изобразительной деятельности рассматриваются не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме. Читать полностью... Полный вариант документа можно скачать, нажав "Скачать с сервера" (слева наверху). | |
Просмотров: 681 | Загрузок: 22 | |
Всего комментариев: 0 | |